ОАЭ - Объединённые Арабские Эмираты
Сайт за 1 час - реальность!

Первый международный кинофестиваль в Абу-Даби развивает диалог культур Запада и Востока

19:42 - 21 октября 2007 года

Уникальный план превращения столицы ОАЭ Абу-Даби в культурный центр ближневосточного региона успешно реализуется.

Открытие грандиозного «квартала искусств» на острове Саадият вблизи Абу-Даби ( а именно там будут располагаться Центр исполнительских искусств, Музей Гуггенхайма, Классический (для экспозиции экспонатов из Лувра) и Морской музеи) еще предстоит (произойдет это не раньше, чем через пять лет), однако уже сегодня Арабские Эмираты подтверждают свою исключительную открытость другим культурам.

На днях в Абу-Даби закончился первый Международный ближневосточный кинофестиваль, организованный под патронажем шейха Султана бен Тахнуна Аль Нахьяна, возглавляющего Организацию культуры и наследия эмирата.

Приглашенный из США фестивальный директор Джон Фитцджеральд, руководивший запуском кинофорума, отметил, что Абу-Даби - «находка для кинематографистов, роскошное место, где помимо хороших залов для кинопросмотров и обсуждений имеются еще и возможности для проведения различных мероприятий на открытом воздухе».

Кроме того, Фитцджеральд оценил абудабийский кинофестиваль как «исключительную возможность для региональных кинематографистов обменяться идеями, а молодежи - получить поддержку (в том числе и материальную) своих собственных будущих проектов. Региональная аудитория получит захватывающий опыт посредством кино».

Переводя текст с официозного языка на общечеловеческий, важно подчеркнуть, что это и есть самое главное достижение кинофестиваля в Абу-Даби. Учитывая традиционное отношение в регионе к кинематографии как к идеологическому оружию, нынешний фестиваль, включивший в свою программную сетку более 100 фильмов из 38 стран (в том числе - впервые в арабском мире показан израильский фильм «Визит оркестра», режиссера Эран Колирин) – настоящий прорыв.

Исходя из идеи проведения ближневосточного кинофестиваля, можно было бы предположить, что афиша окажется географически и тематически «завязанной» строго на регион. Однако иной подход к отбору лент, обнаружившийся на MEIF, обеспечил содержание мероприятию и неформальный подход. Расширив границы географии участников и не ограничивая их тематикой, организаторы дали реальную возможность кинофоруму соответствовать требованию времени - насущной идее сближения культур и людей, озабоченных общими проблемами.

Эта же идея нашла отражение и в итогах фестиваля. Главный приз - «Черную жемчужину» - завоевал фильм бельгийца Ника Балтазара «Бен Х», поднимающий проблему существования в современном мире человека (ребенка в данном случае), отягощенного синдромом Аспергера (одна из форм аутизма, при которой люди обладают нормальным или даже чрезвычайно развитым интеллектом, но обнаруживают слаборазвитые социальные способности). Награду за лучшую режиссуру получил австралийский фильм «Счастливые мили» («Lucky Miles» -- реж. Майкл Джеймс Ровланд) о проблеме эмиграции (герои ленты – выходцы из «проблемных» регионов: Ирака, Камбоджи, Индонезии).

Приз за лучшую мужскую роль достался актеру Карлу Марковичу за роль в немецко-австрийской ленте (фаворите последнего Берлинаре) о Холокосте - «Фальшивомонетчики» (реж. Стефан Рузовитский). Маркович, о котором специалисты говорят как об актере с одновременно «явной, но стертой харизмой» поразил жюри и зрителей на Востоке не меньше, чем на Западе высочайшим накалом внутренней драматургии, умением мастерски передать внутренние конфликты человека в экстремальных обстоятельствах, крайнего индивидуалиста по натуре, но вместе с тем болезненно переживающего за других.

Ансамбль ливанских актрис во главе с режиссером и актрисой ленты Надин Лабаки отмечен «Черной жемчужиной» за комедийную ленту «Карамель». Красочные образы женщин-героинь картины, связанных работой в салоне красоты в многоликом Бейруте (сюжет напоминает французскую ленту «Салон Венера» с Натали Бай), по-восточному ярки и колоритны. И у каждой из них – своя история, своя социальная среда.

Также отмечена наградой картина короткого метра - «Бауки» («Bawke» -- курдского режиссера Хишама Замана из Норвегии) и канадца Джоша Раскина «Я встретил Вальруса» («I met the Walrus»), воссоздающая интервью с Джоном Ленноном 1969 г.

Реплика Хэмфри Богарта из известного фильма «Касабланка», цитировавшаяся в рекламных блоках первого MEIF («Луи, мне кажется, это начало прекрасной дружбы») –не столько новая открывшаяся возможность для кинематографистов Ближнего Востока, сколько демонстрация политической воли правящей элиты, подтверждающей конструктивные намерения продолжить культурный диалог со странами Запада.

Первый ближневосточный кинофестиваль, по сути, если не сломал, то явно поколебал устойчивое представление об арабском мире как замкнутой культурно-национальной и религиозной общности, впервые за последние годы выдвинув на первый план тезис о том, что Ближний Восток - часть глобализирующегося культурно-национального пространства.


Инна ШУМИЛИНА, 21 Октября 2007

Метки:

Копировать в блог